Выставка "Художник и его время"
с пятница, 16 февраля, 2018 по воскресенье, 18 марта, 2018

К юбилею общественной организации!              

                                                                                                                                                                                                                                                         

 

к 50-летию образования

Новгородского регионального отделения

Всероссийской творческой общественной организации

«Союз художников России»

 

выставка «Художник и его время»

   Выставка организована Государственным музеем художественной культуры Новгородской земли совместно с Новгородским региональным отделением Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» и приурочена к 50-летию образования общественной организации.  В залах представлены произведения профессиональных новгородских художников и мастеров народного искусства из частных собраний авторов и их семей, а так же из фондов  Государственного музея художественной культуры Новгородской земли за более чем полувековую историю общественной организации. Новгород ассоциируется, прежде всего, с древнерусской культурой. И это вполне справедливо. Памятники архитектуры, монументальной и станковой живописи, произведения ювелирного искусства XI – XVII вв. сохранились здесь, не смотря на разрушения последней войны. Именно они делают привлекательным город для российских и зарубежных туристов. Однако потребности здесь и сейчас живущего человека не могут быть ограничены исторической значимостью места. Они ориентированы не только на сохранение и восприятие старого, но преимущественно на создание нового, другого, созвучного современным идеалам, ритмам и техническим возможностям. Взаимоотношение и соотношение этих двух составляющих всегда не просты, но нередко плодотворны. Этот историко-культурный феномен нельзя не учитывать, размышляя о развитии современного искусства любого исторического города и Новгорода в том числе. В настоящее время, как и прежде, живопись в Новгороде сохраняет лидирующие позиции. В ней представлены очень разные направления. Это и традиционный для Новгорода живописный реализм (Б. М. Яманов, Г. Г. Филиппова, В. С. Сахарова, Н. В. Захарова, О. Н. Саулов, О. В. Минкевич), и более острое по формальному решению, тяготеющее к монументальной декоративности фигуративное искусство (Д. В. Журавлев, Н. Е. Андреев, А. А. Варенцов), и свободные цветовые композициям почти абстрактного характера (О. В. Гулевич, А. Р. Олигеров). Пейзаж и натюрморт, столь любимые новгородскими мастерами в 1960-1980-е годы, сохранились и теперь, но их в значительной степени потеснили портрет и сюжетные картины (А. Г. Алентьев, Ю. И. Ерышев, Б. М. Яманов, Г. Г. Филиппова). Впрочем, и «малые» жанры претерпели серьезные изменения. Нередко сохраняя свежесть этюда, пейзажи приобрели большую образную насыщенность, содержательность и законченность. В натюрмортах подчас угадывается стремление не только передать красоту материального мира, богатство составляющих его фактур, но и раскрыть глубинный смысл, заложенный в простых предметах, окружающих человека. Новгородская графика переживает, как мне кажется, непростые времена. Это касается, прежде всего, ее печатных форм. Только удивительная преданность офорту Б. Непомнящего, создавшего уникальный цикл по мотивам «Записок из мертвого дома» Ф. М. Достоевского, позволяет надеяться на возрождение интереса к гравюре. Оригинальная графика – пастель, рисунок, акварель – привлекают и маститых и молодых авторов. Рядом с чисто натурными зарисовками на выставках можно увидеть и более сложные по образной структуре и формальному языку произведения (Б. Л. Непомнящий, П. И. Городецкий). Ощутимый подъем наблюдается сегодня в новгородской скульптуре. Обычно редкая гостья в экспозиции областных выставок, в последние годы она завоевывает все более заметное место. Увиденные с неожиданной стороны анималистические персонажи В. Н. Боровых и поражающие классической чистотой линии портретные образы С. М. Гаева, оригинально переосмысленные, нашедшие современное воплощение мифологические герои Г. Н. Булганиной и В. А. Смирнова – прекрасная заявка на будущее. Кроме того, первые два автора успешно работают в монументальной скульптуре (стела «Город воинской славы»), а В. Н. Боровых вывел своих героев на улицы города, чтобы они могли жить рядом с нами. Художники декоративно-прикладного и ювелирного искусства всегда интересны зрителю. Почти полное исчезновение фарфора и стекла – это уже состоявшийся факт. Возрождение вряд ли возможно в ближайшие годы. Искусство, связанное с производством, оказалось замещено другими формами. Значительное место заняла керамика. Декоративные композиции Г. Н. Булганиной, Е. В. Чепель пластически выразительны, интересны и по фактуре и по цветовому решению. В них удивительным образом переплетаются традиция и современные стилистика и технологии. Художественное ткачество – гобелен – сохраняется в Новгороде исключительно благодаря Н. В. Дзюбе. Она стремится расширить возможности техники, включает в композицию археологические материалы, добиваясь эффекта причастности к древней новгородской культуре. Эта связь ощущается и в изделиях ювелиров, широко использующих формы древнерусских украшений, некоторые орнаментальные мотивы и техники. Новгород – как исторический город, сохранивший многочисленные памятники великого русского средневековья,– в период нового подъема Православной церкви, возвращения ей культовых зданий не мог остаться в стороне от такого явления современной культуры, как возрождение иконописного мастерства, иконописи как равноправной формы в современной системе искусств. Иконы, написанные новгородскими мастерами Е. В. Гребенниковой, М. Д. Журавлевой и др. входят в состав крупнейших экспозиций современного церковного искусства, многие из них находятся в действующих храмах. Новгородское региональное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» – серьезная составляющая того культурного процесса, который определяет современное лицо имеющего более чем тысячелетнюю историю Великого Новгорода. Новгородские художники живо и серьезно откликаются на происходящее вокруг. Они очень разные. Объединяет их стремление уловить главное, существенное в нашей жизни. Они коллективно участвуют в создании образа своей эпохи, своего поколения.

  Татьяна Владимировна Володина

кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник

Новгородского государственного объединенного музея – заповедника

 

использованы изображения произведений из фондов музея.

В рамках выставки можно посетить!

 

Добавить комментарий