Персональная фотовыставка Александра Орлова
с пятница, 18 мая, 2018 по воскресенье, 17 июня, 2018

К юбилею автора!

 

Открытие выставки 18 мая в 16.00

6+

Персональная юбилейная фотовыставка Александра Орлова «Обретенные мгновения»

Автор о себе…

«…я родился 10 июня 1948 года в городе Новгороде, так записано в паспорте, но фактическим местом рождения была станция Мясной Бор, где прошли первые годы жизни.  Первое знакомство с фотографией состоялось в возрасте десяти лет. Каких-либо серьезных намерений в отношениях со светописью в то время не было. Занятия фотографией вполне мирно уживались с рисованием, чему способствовал пример старшего брата Николая, который уверенно  владел кистью и карандашом.  До двадцати одного года жизненные планы были связаны с художественным образованием и последующей карьерой художника. К тому времени осталась позади служба в армии, во время которой зарисовки младшего сержанта Орлова несколько раз публиковались в окружных газетах. После армии поступил на работу художником-оформителем на Новгородский химкомбинат, ныне - АО «Акрон». Официально такой должности в штатном расписании цеха КИП и А, где находилось мое рабочее место, не существовало, поэтому приходилось довольствоваться должностью слесаря по ремонту контрольно-измерительных приборов и автоматики. Правда, упомянутые приборы приходилось видеть тогда, когда требовалось покрасить их корпуса молотковой эмалью, что тоже входило в обязанности художника-слесаря. В цехе КИП и А в то время находилась фотолаборатория, достаточно хорошо оборудованная. Штатный фотограф периодически отсутствовал по причине извечной русской болезни, и руководство цеха, зная о том, что я занимаюсь фотографией, в один из таких периодов отсутствия штатного фотомастера обратилось ко мне с просьбой сделать фотографии для Доски Почета. Я был допущен в фотолабораторию, где впервые увидел профессиональный фотоувеличитель «Беларусь», рулонную фотобумагу шириной в метр, двадцатилитровые бутыли с проявителем и закрепителем, ванны для отпечатков метровых размеров. Фотографии для Доски Почета я, конечно, напечатал, но и заодно напечатал размером 50х60 см фотографии цеховых подружек. Это понравилось и мне, и им. С этого момента мечты стать художником отошли в сторону, и я стал искать работу фотографа.  При помощи одного из знакомых удалось попасть в самую лучшую по тем временам фото-кино лабораторию филиала №2 НИИ радиокомпонентов (потом это стало называться Новгородским центральным конструкторско-технологическим бюро). Так с марта 1971 года началась моя биография профессионального фотографа. От фотолаборанта я очень быстро дошел до должности фотографа высшего, шестого разряда и позднее стал начальником этой фотолаборатории. В общей сложности отработав на этом предприятии без малого восемь лет, приобрел весьма солидный опыт. Фотолаборатория занималась широким спектром заказов. Мы снимали на черно-белый и цветной материал оборудование, людей, вели фото-летопись событий, то есть, достаточно много снимали фоторепортажей, что мне особенно нравилось. Невозможно переоценить то , что я получил, работая в этой очень хорошо оснащенной и богатой любыми материалами фотолаборатории. Приходилось печатать огромное количество фотографий, что доводило навыки до автоматизма. Приходилось снимать самые разнообразные сюжеты, что формировало способность искать и находить способ решать любые технические и творческие задачи. В то время началось мое более тесное сотрудничество с прессой. Если в армейских газетах впервые публиковались мои рисунки, то теперь публиковались фотографии. Через достаточно короткое время я попробовал свои силы участием в фотоконкурсах. Уже в 1974 году мои снимки вошли в состав экспозиции международного фотоконкурса IFO Skanbaltik, где были представлены лучшие работы фотографов стран Балтийского моря и Скандинавии. Через два года одна из работ получила награду международного фотоконкурса «Малые форматы – 76», который проводился в Польше. Потом были другие конкурсы, в которых участвовали и экспонировались мои снимки: всесоюзные, республиканские, клубные, тематические.  Участие в конкурсах и успехи в них придавали уверенность в своих силах, в правильности выбранного пути. Сотрудничество с прессой становилось всё более активным. Особенно хорошие отношения сложились с молодежной газетой «Новгородский комсомолец». В 1981 году я получил приглашение стать штатным фотокорреспондентом этого издания. Работа в прессе, начавшаяся с молодежной газеты, стала для меня пожизненным занятием. Несмотря на существовавшие тогда, порой довольно странные идеологические и цензурные ограничения, труд газетного репортера связан с живыми людьми, с их судьбами, полон самыми разнообразными приключениями. Если говорить о цензуре, то иногда происходили вполне анекдотичные вещи. Однажды я принес ответственному секретарю своей газеты снимок нового коровника. Для съемки использовал высокую точку, взобравшись на дерево, чтобы показать объект наиболее выигрышно. Посмотрев на снимок, ответсек заявил, что снимок не может быть опубликован, так как на нем видна панорама местности, и наши враги могут как-то и чего-то там увидеть, что нанесет ущерб Советскому Союзу. Второй анекдотический сюжет относится к взаимоотношениям с редакций «Новгородской правды», куда я иногда давал какие-то снимки и даже стал победителем одного из газетных конкурсов. В этот раз казус произошел со снимком Софийского собора, сделанным по заданию для иллюстрации какого-то материала. Ответственный секретарь, поглядев на снимок, заорал: «Это что?!» Я не понял причин его крика и растерянно пояснил: «Софийский собор». Вопросительный вопль повторился. Палец секретаря уперся в купола с крестами. Я понял и ответил: «Кресты. А что там должно быть? Звезды?» Это окончательно вывело из себя строгого начальника. Оказалось, что я должен был снять кресты в профиль, чтобы они смотрелись как палки и не вызывали у читателей религиозных мыслей. Кроме газетной фотографии, с начала восьмидесятых годов я начал заниматься книжной иллюстрацией, сотрудничая с новгородским отделением Лениздата. Это была съемка архитектурных достопримечательностей Новгорода, сюжетов разного плана для изданий по отдельным объектам и комплексам, иллюстрации для изданий, посвященных новгородским предприятиям, истории и достопримечательностям районных центров Новгородской области. По большей части это была черно-белая съемка, но постепенно дошло дело и цвета. Конечно, полиграфия в те годы была весьма низкого качества, но сама работа для разнообразных изданий была интересной и полезной. Тем более, что зачастую приходилось конкурировать с таким мэтрами как, например, фотокорреспондент ТАСС А. Овчинников, у которого я многому научился, хотя не всегда наши отношения складывались мирно. Параллельно с работой в «Новгородском комсомольце» я публиковал свои работы во многих изданиях Советского Союза. Очень хорошие контакты установились с «Комсомольской правдой», «Советской Россией», с которыми работал довольно продолжительное время. Около года  в относительно недавние времена сотрудничал с фотохроникой ИТАР-ТАСС. В разные годы были публикации в журналах «Советское фото», «Смена», «Юность», «Советский воин», «Сельская молодежь», «Старшина – сержант», в некоторых зарубежных изданиях.  В принципе, у каждого творческого человека есть определенные амбиции, которые он стремится удовлетворить. Могу сказать, что я вполне доволен тем, насколько это получилось у меня. Если говорить о персональных выставках, то их было уже около десяти. Было и продолжается участие во многих фотографических проектах, в фотоконкурсах, в коллективных фотовыставках, хотя мне больше по душе индивидуальные  проекты. В них больше возможности  полнее показать то, что ты можешь. Но главным я считаю то, что мне всегда было интересно снимать, нравилось ловить тот самый единственный момент, который потом, будучи запечатленным, доставлял радость и удовлетворение. Среди наиболее значительных проектов последнего времени можно назвать иллюстрации к таким изданиям, как каталог «Архитектурное наследие Великого Новгорода», монография Л.А. Секретарь «Монастыри Великого Новгорода и окрестностей», книга «Двери Софийского собора» А.Н. Трифоновой, ее же книга «Новгород в XX  веке», «Россия в бронзе» В. Г. Смирнова и  «Памятник государства Российского», фотографии к нескольким путеводителям по Новгороду, Витославлицам и ряду других изданий. Такая работа была всегда интересной для меня. Приходилось решать достаточно трудные творческие и технические задачи. Если говорить о сотрудничестве с прессой, как об основном занятии на протяжении большей части жизни, то оно продолжается до сих пор. В «Новой новгородской газете» я публикуюсь с первого номера, то есть уже девятнадцать лет. Это не только фотографии, но и большое количество текстовых материалов. Эта газета наиболее соответствует моим творческим вкусам и интересам. Профессия  журналиста, выбранная далеко не сразу, оказалась мне по душе. Фотографии я всегда старался сопроводить своими текстами. Писать мне всегда было не менее интересно, чем снимать. Я всегда считал и считаю, что снимающий человек просто обязан научиться писать. Изображение неразрывно связано со словом и можно многое добавить в эмоциональном плане и смысловом плане, если сопроводить фотографию хорошим текстом. Я никогда не пожалел, что познакомился с фотографией и с журналистикой, что избрал тот путь, по которому иду большую часть жизни. Фотокамера – великолепный инструмент не только для отражения мира и для самовыражения, при условии, что ты инструментом научился пользоваться. Надеюсь, у меня получилось…»

Автор о выставке…

«…известный всему миру французский фотожурналист, один из отцов-основателей независимого фотографического агентства «Магнум» Анри-Картье Брессон когда-то сказал: «Для меня фотография — это спонтанный импульс к постоянному визуальному вниманию, которое способно уловить и миг, и вечность». Эти слова очень многое объясняют, и я должен заметить, что точнее о побуждающих фотографа мотивах,  вряд ли можно что-то еще сказать. Называя свою юбилейную выставку «Обретенные мгновения», я имел ввиду тот факт, что каждая фотография является не просто запечатленным фрагментом того или иного события, фиксацией того или иного состояния в природе, той или иной эмоции человека - краткого мгновения, остановленного щелчком затвора фотокамеры, но становится именно обретенным и для фотографа, и для многих других людей, которые отныне будут иметь возможность неоднократно обратиться к полученному изображению, остановившему быстро текущее время. Разное значение будет иметь каждое из таких остановленных и обретенных мгновений: что-то займет место в семейном альбоме, став достоянием узкого круга людей, а что-то будет показано миру, приобретет широкую известность и займет место в копилке мировой культуры. Но, так или иначе, мгновение, увиденное и запечатленное фотографом, явившись в виде фотографического изображения, отныне принадлежит вечности. На этой выставке представлены портреты, пейзажи, натюрморты, стрит-фотография, анималистика. Это плод многолетнего труда, наблюдений, приключений и, в конечном счете, того самого счастливо обретенного мгновения, которое потом  рождает воспоминания, греет душу теплом, приносит радость от удачи, от верно найденного момента нажатия на спуск. Для человека, занимающегося фотографией, как и любым другим видом творчества, это занятие является выражением собственного Я, отражением его внутренней сущности, отражением души. Таковым оно является и для меня. Мои фотографии, это – я сам, это мои переживания, это мои эмоции, это мое видение мира.  Я люблю снимать практически всё: жанровые сценки, пейзажи, натюрморты, портреты, жизнь природы, разве что, студийная фотография меня никогда не привлекала. Будучи по профессии журналистом, что совсем не случайно,  я отдаю предпочтение репортажной, живой манере съемке, где есть нечто подобное охоте: наблюдение, выжидание и точное попадание в тему. Все свои фотографии печатаю самостоятельно на струйном принтере Epson Stylus Photo 1410, позволяющем получать отличные результаты. Считаю, что каждая достойная фотография должна быть показана в виде бумажного отпечатка. Изображения на мониторе, даже очень хорошем, выглядят чем-то временным, зыбким. Фотоотпечаток материален, в этом его несомненное преимущество. На этой выставке показаны фотографии, сделанные в период с 1974 по 2018 год. Это самостоятельно оцифрованные изображения с черно-белой и цветной негативной пленки формата 24х36 мм, цветных слайдов формата 60х60мм и 24х36 мм и снимки, полученные цифровыми камерами».

использована информация, подготовленная А. Орловым

                                                                                                                                         

Добавить комментарий